Финансовая грамотность для дошкольников: 6 увлекательных игр, которые понравятся всем

Семья и деньги

Финансовая грамотность – одно из важнейших требований к уровню образования современного человека. Поэтому и обучать ей нужно уже с дошкольного возраста. Конечно, в этом возрасте лучшим способом является игра. Это увлекательная и действительно интересная форма подачи материала, которая наверняка понравится ребенку. Лучше попробовать разные варианты – основные сценарии подробно описаны в статье.

Знакомство с товарами

Начать лучше с самого простого – объяснить детям, как устроены деньги и мир товаров. Наверняка они часто ходят вместе с родителями за покупками, в том числе в обычный магазин. Здесь можно познакомиться со всеми основными товарами по разделам:

  • бакалея;
  • фрукты и овощи;
  • мясо;
  • средства бытовой химии;
  • сладости;
  • выпечка, хлеб.

Можно предложить ребенку самостоятельно составить классификацию товаров – пусть она будет смешной и нелепой, но главное, чтобы дети были вовлечены в процесс. Облегчить задачу помогут карточки с разными товарами – их можно купить или нарисовать самостоятельно либо распечатать на бумагу и наклеить на картон.

Основная цель этой игры – не только познакомить с товарами, но и с идеей обмена. Следует показать, что за все нужно платить. Поэтому можно сделать игрушечные деньги, чтобы смоделировать процесс покупки.

Знакомство с деньгами

Это логическое продолжение предыдущей игры. Уже начиная с 3 лет ребенок вполне может осознать, что такое деньги, и для чего они нужны. На этом этапе можно приступить к знакомству с купюрами. Проще всего использовать игрушечные банкноты, которые по внешнему виду и размеру полностью соответствуют реальным деньгам.

Также можно использовать монеты разного достоинства и предложить ребенку расположить их в порядке возрастания, а затем – убывания. Деньги можно изготовить и самостоятельно, сделав картонные карточки. Объяснить, Как ими пользоваться, достаточно просто. Можно сравнить деньги с конструктором. Например, 5000 рублей состоят из 5 купюр по 1000, из 10 купюр по 500 либо из 50 купюр по 100 рублей.

Каждую покупку можно «сложить», как конструктор или пазл. Для этого используют карточки с товарами из предыдущей игры. А более наглядно и интересно взять интересующие ребенка продукты, например, конфеты и печенья и предложить ему самому «купить» их в домашнем «магазине» за бумажные деньги. А затем и рассчитаться реальными деньгами на кассе. Причем лучше начать конкретно с одной покупки, а не с продуктовой тележки.

Магазин

Это уже полноценная ролевая игра, для которой потребуется реквизит:

  • деньги (купюры и монеты);
  • товары;
  • ценники;
  • кассовый аппарат.

Желательно поставить и небольшой стеллаж, на котором товары будут располагаться, как на полках в супермаркете. Можно дать ребенку полную свободу – он сам расположит предметы, классифицирует их по разделам. В качестве товаров можно использовать те предметы, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию – сладости, газированные напитки, игрушки, выпечка.

Далее нужно поиграть в 2 вариантах – пусть малыш почувствует себя и продавцом, и покупателем. Роль продавца можно объединить с функцией кассира. В ходе игры моделируется все этапы взаимодействия:

  • выбор покупки;
  • оплата на кассе;
  • получение сдачи.

Если ребенок уже освоил цифры, можно завести тетрадь кассового учета и фиксировать каждый день, сколько товаров продан, сколько магазин заработал. Это более интересный вариант игры, поскольку дети наглядно смогут изучить понятие наценки и даже почувствовать себя предпринимателями, открывшими собственный магазин.

Квест в супермаркете

А это уже не столько игра, сколько реальная жизненная ситуация, которую ребенок будет проживать очень много раз и в детском, и особенно во взрослом возрасте. Необходимо смоделировать процесс покупки товаров в магазине. Причем не любых, а именно тех, которых действительно нужны в домашнем хозяйстве на данный момент. Игра состоит из нескольких этапов:

  1. Ребенок проходит по кухне, ванне и определяет сам, что нужно купить в ближайшее время, а чего еще достаточно.
  2. На основе этого составляется список покупок. Лучше сделать его небольшим – до 5 позиций, поскольку удержать в памяти сразу несколько объектов тяжело.
  3. Затем нужно предположить, сколько примерно это будет стоить, и взять требующуюся сумму денег.
  4. Ребенок самостоятельно находит в супермаркете все продукты и кладет в тележку.
  5. После этого можно схитрить и позволить купить конфеты, газировку или другие сладости. Но на это уже явно не хватит денег, поэтому малыша можно поставить перед выбором – от чего можно отказаться. Это научит его выбирать, а также покажет, что ресурсы всегда ограничены. Даже если денег достаточно, их не может быть бесконечно много.
  6. Затем ребенок самостоятельно рассчитывается на кассе за свою небольшую покупку из 3-4 позиций. Будет правильно, если на первых порах он рассчитается наличными деньгами, получит сдачу, чтобы своими глазами увидеть, что значит расчет. А потом ему можно оформить детскую банковскую карту. По ней рассчитаться можно в одно касание, что очень удобно.

«Продай это»

Еще одна интересная форма обучения, которую можно рассматривать как вариант игры в магазин. Здесь ребенок пробует в себя в качестве умелого продавца или менеджера по продажам. Он пытается убедить покупателя приобрести товар. Можно дать полную волю фантазии, ведь малыш наверняка знает, что нужно родителям, чем они часто пользуются, и что сейчас заканчивается.

Если ребенку понравится, он увлечется так, что сможет убеждать все лучше и лучше. В дальнейшем этот навык понадобится в самых разных ситуациях и профессиях, например, менеджера по продажам. Когда работа будет выполнена, малыша стоит поощрить и «купить» у него товар, дав символическую сумму, например, 300 рублей. Это будут «заработанные» карманные деньги, и они послужат дополнительным стимулом для дальнейшего развития в этом направлении.

Но может случиться и так, что ребенку совершенно не понравится игра. Есть дети и взрослые люди, которые не любят в чем-то убеждать, манипулировать, отчасти даже навязывать свою точку зрения. Отрицательный результат – тоже результат. Благодаря этому станет понятно, что сын или дочка не тяготеет к продажам, ему лучше выбирать другие направления для развития.

Семейный бюджет

Это игра для детей, которые любят цифры и подсчеты. Конечно, работать с реальными числами дошкольнику будет довольно сложно. Поэтому рекомендуется упростить их до круглых значений и на основе этого заняться составлением семейного бюджета, расписав основные статьи:

  • еда и напитки;
  • коммунальные платежи;
  • проезд;
  • телефон и интернет;
  • одежда и обувь;
  • развлечения;
  • лекарства;
  • кредиты (полезно разобрать это понятие более подробно).

Напротив каждой статьи можно написать реальную или (для упрощения) условную сумму, которая ежемесячно тратится на ту или иную потребность. Затем все сложить на калькуляторе и показать, сколько необходимо зарабатывать ежемесячно для нормальной жизни.

Наверняка после всех обязательных расходов останется небольшая сумма. В ходе диалога подвести ребенка к тому, что эти деньги полезно отложить или отправить на досрочное погашение кредита.

Обучать детей грамотности – это не только полезно, но очень интересно. Причем начинать можно уже с 3-4 лет, поскольку в это время ребенок начинает активно интересоваться буквально всем, что его окружает. И чтобы направить эту энергию в нужное русло, лучше всего начать с игры. В дальнейшем простое увлечение может стать профессией и источником хорошего дохода.

Оцените статью
InvestBlogru
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.