Обычно первое знакомство детей с деньгами происходит в 4-5 лет. В это время малыш начинает понимать, что в магазине купить сладости и игрушки можно за определённую плату, что-то дорого и родители купить не могут или не хотят. А на другие покупки надо накопить определённую сумму. Именно с этого возраста ребёнку нужно рассказывать о том, что такое деньги и как ими правильно пользоваться.
Собственные деньги можно начинать давать с 6-7 лет, когда ребёнок пошёл в школу. Начните с маленьких сумм и контролируйте их траты, общаясь с ребёнком о том, на что лучше потратить полученную сумму. Давайте конкретную цель, например, объясняйте, что это деньги на проезд и завтрак, а сдачу можно потратить так, как захочется.
Скорее всего, сначала ребёнок будет тратить собственные деньги на что-то «глупое» − сладости, игрушки, мелочь, которая обычно продаётся на кассах магазинов и в киосках рядом со школой, а также на фаст-фуд. Но со временем школьник начнёт осознавать ценность денег, поймёт, что иногда нужно экономить, чтобы купить что-то более значительное.
Важно! Именно в возрасте 6-7 лет закладываются основы финансовой грамотности. Родителям нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, приводить интересные случаи из жизни, показывать на собственном примере, как правильно расходовать и зарабатывать деньги.
Как научить ребёнка экономить и правильно пользоваться деньгами
Помимо разговоров и практики обращения с деньгами, используйте другие инструменты обучения финансовой грамотности:
- Просмотр мультфильмов, кино, видео на Youtube, где затрагивается тема денег. Даже на «негативных» героях можно показать, как правильно пользоваться деньгами, экономить и вкладывать средства в важные проекты, чтобы достичь богатства.
- Настольные игры. Монополия – лишь один из ярких примеров. Но есть масса других вариантов, рассчитанных на детей разного возраста.
- Игры для телефона и компьютера. Сегодня есть масса обучающих программ, рассчитанных на разный возраст. Они научат считать, в игровой форме расскажут о понятиях финансового мира, помогут получить важные навыки, которые пригодятся в дальнейшем.
Важно! Хотя игры на компьютере и телефоне при правильном подборе способны научить вашего ребёнка финансовой грамотности и другим важным навыкам, помните, что время перед экраном должно быть лимитировано. Не оставляйте ребёнка наедине с гаджетами, всегда следите за тем, что он смотрит, во что играет, потому что не все приложения одинаково полезны и безопасны.
Обучение финансовой грамотности в подростковом возрасте
Ещё до того, как ребёнок стал подростком (примерно в 10-11 лет), у него появляется желание зарабатывать свои деньги. Этот момент важно не пропустить. Обесценивание, строгие запреты и даже наказания за попытки заработать могут привести к серьёзным проблемам в будущем, комплексам и сложностям.
В этом возрасте главное – направить ребёнка, пустить его энергию в нужное русло, помочь получить свои первые деньги честным трудом без проблем с законом и других неприятных моментов. Чтобы правильно подобрать деятельность для первых заработков необходимо выяснить:
- сколько времени в день подросток сможет уделить работе;
- хочет ли он работать;
- какие сильные и слабые стороны его характера;
- что подросток любит и умеет делать;
- какая деятельность разрешена законом .
Хороший вариант для первых заработков – приобщение к работе, которой занимаются родители. Так, если есть дача, вместе с ребёнком займитесь торговлей ягодами, овощами, фруктами и зеленью. Делегируйте подростку часть дел, например, предложите пенсионерке-соседке выгуливать её той-терьера за небольшие деньги.
Важно! Ни в коем случае не выдавайте детям деньги за то, что они сделали домашние дела или уроки. Это создаёт неправильную мотивацию. Ведь вполне естественно, что каждый член семьи сам способен убрать со стола, помыть посуду, вынести мусор. А уроки – прямая обязанность школьников и студентов.
Чему научить ребёнка, чтобы он был финансово грамотным
С возрастом приходят новые желания, цели, возможности, возрастает потребность в собственных деньгах. В 16-17 лет подросток уже должен понимать, откуда берутся деньги, как их правильно расходовать. Этот период станет «репетицией» взрослой жизни. Тем более что нередко в 17-18 лет дети «вылетают из гнезда», разъезжаются по городам, поступая в вузы, университеты и другие учебные заведения.
Поэтому к 17-18 годам подросток должен уметь:
- ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели;
- самостоятельно покупать продукты, одежду и другие необходимые вещи, распределять личный бюджет;
- экономить;
- копить;
- искать нужную информацию о тех или иных финансовых организациях и инструментах, а также проводить её анализ, правильно использовать в жизни.
Кроме того, ребёнок к этому возрасту должен владеть всеми важными терминами, которые помогут ему во взрослой жизни. Расскажите ему, что такое кредит, договор, какие у него есть права и обязанности. Покажите ему разные варианты, например, поговорите с ребёнком о пассивном доходе, инвестициях и других важных инструментах финансового мира. Чем больше знаний будет у повзрослевшего подростка, тем лучше. Ведь это позволит ему не попасть в неприятную ситуацию, получить новые возможности по улучшению своего финансового состояния, использовать деньги максимально эффективно.
Помните, что главный учитель финансовой грамотности для ребёнка – это его семья. Не стесняйтесь говорить с детьми любого возраста о деньгах. Постоянно рассказывайте, за что вам платят деньги, какие возможности этот инструмент открывает, как им правильно пользоваться. Берите детей с собой по магазинам, показывайте, как оплачивать коммунальные платежи, аренду, налоги. Приучайте ребёнка к труду и экономии при любом уровне доходов. Научите его с ранних лет нести ответственность за свои траты и поступки. Такой подход позволит воспитать человека, который сможет найти свой путь в жизни, станет успешным и будет жить в достатке.
Помните, что главный учитель финансовой грамотности для ребёнка – это его семья.