IPO: Initial Public Offering

Technology photo created by rawpixel.com - www.freepik.com Фондовый рынок

IPO: сколько реально заработать, плюсы и минусы, какие компании выходят в 2021-2022 гг.

IPO – это первичная продажа акций компании, которая ранее не выходила на фондовую биржу. Купив ценные бумаги стартапа, можно хорошо заработать, поскольку нередко цена уже в первые годы увеличивается в несколько раз. С другой стороны, риски потери вложений тоже возрастают. О том, как выгодно вложиться в IPO, и какие компании планируют выйти на рынок в ближайшие месяцы, расскажем в этой статье.

Что такое IPO и зачем оно нужно

IPO представляет собой выход компании на биржу, т.е. первичное размещение акций (Initial Public Offering). Можно объяснить простыми словами на примере. Компания начинает работать на рынке, успешно развивается, получает хороший доход.

В какой-то момент ей нужно привлечь дополнительные средства инвесторов, в том числе частных лиц. Она готова занять деньги под процент в виде акций. Именно эти ценные бумаги размещаются на бирже. Выпусков может быть очень много, а самый первый называется IPO.

Привлечение денег всегда выгодно для компании. В качестве инвесторов могут стать банки, инвестиционные фонды, небольшие организации и физические лица. С другой стороны, оно может стать выгодным и для самого вкладчика, поскольку он может получить доход за счет:

  • выплаты дивидендов;
  • продажи акции в будущем по существенно более высокой стоимости;
  • курсовой разницы.

Дивиденды выплачиваются сравнительно регулярно 1 или реже 2 раза в год. Но основную прибыль можно получить за счет продажи резко подорожавших акций после IPO. Если инвестировать в иностранные компании, например, американские, дополнительную прибыль можно получить за счет курсовой разницы. Но такой доход возможен, скорее, в средне- и долгосрочной перспективе.

Сколько реально заработать на IPO

На IPO регулярно выходят разные компании, например, в США в 2019 было проведено 232 размещения, в 2020 – 432. За год удается привлекать несколько сотен миллиардов долларов.

Если рассмотреть ситуацию на российском рынке, наиболее значимым за последнее время стал 2007 год, когда свои акции в первый раз разместили:

  • «ВТБ»;
  • «Роснефть»;
  • «Сбербанк».

Многие акционеры сразу скупили первый выпуск ценных бумаг и хорошо заработали. Так, еще в 2011 акция «Сбербанка» стоила 78 рублей, а в декабре 2021 она котируется по 305 рублей. Чистая прибыль составила почти 30% в год.

Плюсы и минусы IPO для инвестора

Основное преимущество IPO для частного вкладчика в том, что на первичном размещении можно реально хорошо заработать. На биржу часто выходят успешные стартапы, например, «Uber» или «Fix Price», которые имеют уже раскрученный, надежный бизнес.

Первоначально акции продаются по более низкой стоимости, и они довольно быстро взлетают в несколько раз. Например, в 2001-2006 гг. ценные бумаги «Газпрома» подорожали в 15 раз. С тех пор подобного роста не было, причем вероятность повторения крайне маловероятна.

Здесь можно привести аналогию с новостройкой. Если купить квартиру на этапе строительства, она обойдется дешевле готовой в 1,5-2 раза. Затем актив резко взлетит в цене, после чего его можно продать с хорошей прибылью.

К тому же за счет акций новых компаний можно регулярно получать дивиденды (как если бы сдавать квартиру в аренду в той же новостройке). В перспективе котировки успешных компаний будут стабильно увеличиваться, что принесет дополнительный доход.

Но вместе с тем есть и серьезный недостаток. В инвестициях работает фундаментальный закон: чем больше потенциальная доходность, тем больше и риски. Вкладывая средства в IPO, инвестор принимает эти риски на себя. Если стартап провалится, вернуть деньги получится далеко не всегда.

Интересный факт

Даже вполне успешные компании могут проваливаться. Так, известный бренд такси «Uber» успешно провел IPO, но в ближайшие 2 года его акции подешевели на 15%. Это было связано с экономическим противостояниям США и Китая. По состоянию на декабрь 2021 котировки отбили потери – теперь акции торгуются по уровне $40, т.е. по той же цене, когда было проведено IPO.

Как оценить потенциал компании, чтобы заработать на IPO

Входных данных у инвесторов не так много, тем не менее, необходимо научиться правильно пользоваться ими, чтобы застраховаться от ненужных рисков. В первую очередь выбирать стоит только те стратапы, капитализация которых оценивается на уровне $1 млрд и выше.

Лучше всего вкладывать в частные, а не государственные корпорации. Именно они способны расти на бирже опережающими темпами. При этом важно опираться на собственный опыт, а не просто следовать тенденции некоего «большинства инвесторов».

Следует обратить внимание на аналитические материалы – в каком состоянии находится отрасль, каковы перспективы его развития. Нужно понимать, что далеко не каждая индустрия будет успешной даже в течение ближайших 10 лет.

Наконец, важно всегда учитывать риски и составлять портфель в максимально диверсифицированном виде. С учетом высокой неопределенности вкладывать в IPO стоит не более 10% всей суммы. Если остальная часть сбалансирована (ОФЗ, акции голубых фишек, ETF), она будет приносить стабильный доход более 10% годовых. Тогда даже в самом плохом случае потери удастся компенсировать за 1-1,5 года.

Какие компании планируют провести IPO в России

Интересно, что в период с 2013 до 2019 года ни одна компания не проводила IPO в России. В сентябре 2021 стало известно о планах разместить акции на фондовой бирже Нью-Йорка такими российскими компаниями:

  1. «ВкусВилл» планирует привлечь $3-5 млрд.
  2. Фондовая биржа «СПБ Биржа» может собрать $2 млрд.
  3. «Делимобиль» намерена привлечь $350 млн.

Все эти компании имеют достаточно большой потенциал, поэтому именно их можно рекомендовать для инвестирования. Наряду с российскими стоит рассмотреть и американские фирмы:

  1. «Databricks» занимается разработкой программного обеспечения для компаний, работает на рынке с 2013 года. Годовая выручка по состоянию на 2021 превысила $350 млн.
  2. «Rivian» производит электрокары и автопилотную технику с 2009 года. В 2019 привлекла около $700 млн., по состоянию на февраль 2021 капитализация достигла $50 млрд.
  3. «Duolingo» занимается разработкой мобильных приложений для изучения иностранного языка, начала работать в 2012. В 2021 компания оценивается в $1.5 млрд.
  4. «Sweetgreen» – сеть закусочных кафе, в ассортименте которых преобладают салаты, работает с 2007. В 2021 оценивается на уровне $1.78 млрд.
  5. «Warby Parker» – интернет-магазин очков, основан в 2010 году. На сегодняшний день рыночная капитализация составляет около $3 млрд.

Таким образом, первичное размещение – это действительно хороший шанс кратно увеличить свои сбережения. Сегодня вложить деньги в IPO может даже неквалифицированный инвестор, но зарабатывать удается далеко не каждому. Поэтому компании нужно выбирать очень тщательно, а для страхования рисков не инвестировать более 10% своего депозита.

Оцените статью
InvestBlogru
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.