Как обучить детей финансовой грамотности и с какого возраста нужно начинать
О важности обучения детей финансовой грамотности говорить не приходится. Как и о том, что школьных занятий для этого совершенно недостаточно. Поэтому родителям следует самостоятельно позаботиться о том, чтобы ребенок приобщился к миру финансов как можно раньше и стал по-настоящему успешным, вполне обеспеченным человеком. В связи с этим возникает много вопросов, например, с какого возраста начать, и какие методы лучше выбрать. Ответы на них можно найти в этой статье.
С какого возраста можно начинать
Первое представление о собственных желаниях у ребенка формируется к 3 годам. В этот момент он уже может просить или требовать, говоря «Хочу сок» или «Купи игрушку» и т.п. Однако в это время дети в основном не знают, что такое деньги. Они воспринимают их, скорее, как «бумажки», которые дают или почему-то не дают родители.
Поэтому к обучению можно приступить чуть позже – с 5 лет. В этом возрасте многие дети начинают осознавать деньги как отдельное явление. Основным способом обучения является беседа с наглядными примерами. С ребенком нужно ненавязчиво, но систематично общаться на такие темы:
- «Что такое деньги, и откуда они берутся».
- «Почему они всегда ограничены».
- «Что значит копить, и почему это так важно».
- «Что такое семейные расходы и доходы, на что они идут».
Конечно, одного лишь общение не хватит. Оно должно сопровождаться примерами и практическими приемами. Например, детям нужно давать карманные деньги, начать копить на мечту (на игрушку) и привлекать к составлению семейного бюджета. Лучше всего делать это в игровой форме – основные приемы рассматриваются ниже.
Как обучать младших школьников
Младшие школьники, к которым можно отнести детей с 6-7 до 13 лет включительно, хорошо обучаются в ходе игры и по рассказам с образными, яркими и доступными примерами. Для освоения финансовой грамотности рекомендуется воспользоваться несколькими методиками:
- Накопить деньги на свою мечту – приобрести копилку и приучить откладывать с той целью, чтобы ребенок сам ограничивал себя от сиюминутных покупок (сладости, газировка, чипсы).
- Регулярно выдавать карманные деньги по определенной системе – например, не более 500 рублей в день. Ребенка приучают к тому, что он не получит дополнительную сумму, если потратит все за один раз. Это приучает самостоятельно планировать свой бюджет.
- Составление семейного бюджета с участием ребенка – особое внимание нужно уделить статьям расходов, связанных с ним. Если ребенок хочет купить игрушку, накопить на мечту, он может сам увидеть, какие расходы следует урезать и охотно будет следовать этому мотиву.
- Проведение игровых занятий, например, «Финансовый театр» и «Фондовый рынок». О них более подробно рассказывается здесь.
Как работать со старшими школьниками
К старшим школьникам можно условно отнести подростков с 14 лет. Это расцвет переходного возраста, когда многие дети уже всерьез стремятся быть взрослыми, в том числе в плане финансов. К тому же у них расширяется юридическая дееспособность – появляется паспорт, право на совершение сделок, открытие банковского и даже индивидуального инвестиционного счета.
Конечно, эти возможности можно и нужно использовать для обучения детей финансовой грамотности. Если раньше оно проходило чисто в игровом формате или на практических примерах, то теперь приходит время для практики с реальными деньгами.
Открыть банковскую карту
Это самый простой и очевидный шаг, который заметно упростит работу с деньгами. Сегодня несколько банков предлагают специальные карты для детей, например:
- СберKids;
- Tinkoff Junior;
- Детская Мультикарта от ВТБ;
- Kids от Райффайзенбанк и другие.
Роль банковской карты в этом возрасте достаточно большая. Это новое восприятие мира финансов. Если раньше у ребенка были только наличные деньги, теперь он начинает «играть во взрослые игры» и осваивает первый реальный инструмент. Наряду с картой у него появится личный кабинет и мобильное приложение.
Есть польза и для родителей – практически по всем детским картам можно установить суточный и месячный лимит на совершение операций. А в случае потери карточки ее можно заблокировать в один клик в мобильном приложении или обратившись на горячую линию банка.
Открыть вклад
Еще один удобный практический инструмент, который позволяет ощутить «вкус» реальных денег. Просто открыть счет и тратить деньги недостаточно – необходимо научиться их сберегать. Даже если ежемесячно ребенок будет откладывать по 1000, то за год он накопит 12000. Эту сумму можно разместить на банковском вкладе с наиболее высокой ставкой (7-8% годовых) без возможности досрочного погашения.
Благодаря этому ребенок заработает 1000 в год. Сумма небольшая, но зато у него появится представление о реальной функции денег как о средстве сбережения. А заодно и сформируется привычка откладывать не менее 10% своего дохода на ежемесячной основе.
Открыть брокерский счет или ИИС
А это уже «тяжелая артиллерия», которая обучает классической финансовой грамотности. Полученные знания без преувеличения пригодятся на всю жизнь, поскольку инвестирование – это работа «вдолгую». По законодательству открыть индивидуальный инвестиционный или брокерский счет можно уже с 14 лет с письменного разрешения родителей. Сделать это можно не у всех брокеров, поэтому список следует уточнять заранее.
Поначалу на ИИС следует разместить чисто символическую сумму, например, 10000 рублей. Инвестирование – довольно сложный процесс, понимание которого есть далеко не у каждого взрослого. Но обучать ему ребенка можно и нужно.
Первоначально рекомендуется вложить средства в наиболее надежные активы. Половину портфеля (5000) можно направить на покупку облигаций федерального займа (ОФЗ), другую – на приобретение акций крупных российских и мировых компаний (Роснефть, Сбербанк, ЛУКОЙЛ, Tesla, Apple, Microsoft и многие другие). Подобный подход позволяет зарабатывать стабильно по 10-15% годовых и больше.
Таким образом, обучать детей финансовой грамотности можно уже с детского сада. И делать это нужно так, чтобы ребенку самому было интересно. Ведь именно в этом возрасте он особо любознателен, а значит, возможности его познания гораздо больше, чем у взрослого. Полученные знания должны иметь практическую ценность и сопровождаться яркими эмоциями, например, от покупки новой игрушки. Тогда они будут реально полезными и хорошо запомнятся.